vena45 (vena45) wrote,
vena45
vena45

Роковая ошибка Петра Великого для России

Оригинал взят у prong777 в
Евреи Петра Великого
Оригинал взят у mikle1 в
Евреи Петра Великого



Евреи при Петре I - первый опыт прагматического подхода к еврейскому вопросу в России

Реформы Петра Великого не могли не затронуть положения всех слоев и национально-религиозных групп России, в том числе и евреев, хотя никаких специальных указов и постановлений ни он, ни Сенат не принимали. В то же время царь Петр был первым русским самодержцем, стоявшим выше любого рода предубеждений в отношении евреев. При этом надо хорошо понимать разницу между евреем и еврейской религией.

Петр Первый, Пётр Шафиров и Антон Девиер.

Петр Первый впервые не только в России, но и в Европе ввёл в высшие круги российской аристократии большую группу выкрестов (крещеных евреев): вице-канцлер П.Шафиров, резидент русского представительства в Амстердаме и Вене А.Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А.Дивьер и др.


Петр был полностью лишен предрассудков в отношении евреев, но он прекрасно понимал, что различие в вопросах веры и церковь никогда не допустят абсолютного равенства, немыслимого для не светского государства.

Например, в 1698 г. к Петру во время его пребывания в Амстердаме обратился бургомистр города Витсен с просьбой разрешить въезд в Россию нескольких еврейских купцов. Обещали "подарок лично" в сто тысяч гульденов. Ответ был следующий: "Мой друг, - писал Петр, - Вы знаете нравы и обычаи евреев, вы также знакомы с русскими. Я также знаю и тех, и других, и поверьте мне: еще не пришло время для встречи этих двух народов. Скажите евреям, что я благодарю их за предложения и понимаю ту выгоду, которую я мог бы извлечь, но мне было бы их жаль, если бы им пришлось жить среди русских"*.

По другому поводу он писал: "Для меня все едино, был ли человек крещен или обрезан, лишь бы он был порядочный человек и хорошо знал свое дело". Пётр был по сути светским государем, опередившем время. И прекрасно это понимал.

Поэтому, он лишь в исключительных случая соглашался на приглашение ко двору некрещеных евреев. Так, царским торговым агентом (фактором) был Израиль Гирш (Хирш), уроженец Вильно, живший в Риге (в 1715 г. А. Меньшиков выдал ему патент на проживание в этом городе, традиционно закрытом для евреев. И это не единственный случай, его сын Зундель, торговец Самсон Соломон, аптекарь Абрам Рот, купец Леви Липман и откупщик Борух Лейбов...

По сути, политику Петра I в отношении евреев можно охарактеризовать так: защита и поощрение евреев-выкрестов, а также тех, кто законно проживал на территории России и строгое соблюдение законов о недопущении иноверцев в Империю. При этом он исходил исключительно из прагматических соображений. Никаких евреев из вновь присоединенных земель не изгоняли. Наоборот, сохранился от 1707 года приказ Петра о стражнике гродненской коморы, еврее Мовше Шмойловиче, на которого возлагалась канцелярская работа. В том же году, Пётр доверил поручить евреям почту в занятом русскими польском городе Мозыре.

В августе 1708 г. Петр, находясь в г. Мстиславле, посетил синагогу и справился о житии евреев этого городка. Услышав от них о мародерстве и насилии со стороны его солдат, велел повесить 13 служивых.

При этом, ведя борьбу с контрабандной торговлей в Малороссии, Петр неоднократно указывал Мазепе на необходимость высылки с левобережья Днепра и из Киева всех находившихся там, якобы временно, евреев. Однако выполнить это указание было очень не просто - прежде всего, из-за сопротивления украинских помещиков и казацких старшин. Дело в том, что евреи были лишены в России права приобретать землю и недвижимость. Следовательно, им фактически запретили заниматься сельским хозяйством и промышленным производством (фабрику купить было нельзя). Экономическая роль евреев Малороссии была ограничена тремя профессиями: купец, ремесленник, шинкарь.

Купцы торговали в основном "восточными товарами" (также как греки и румыны): экзотические ткани, пряности, мед. Борясь с контрабандой, Петр предписал им указом 1708 г. въезжать только в г. Киев и там продавать товары оптом. Указ этот постоянно нарушался, и за взятки евреи попадали в самые различные города и села Юга России.

Здесь важно понимать, что система взяточничества в Малороссии находилась на небывалом не только для России, но и для всей Европы. Дело в том, что вся Малороссия была освобождена от налогов в имперский бюджет, но... не знала об этом. И исправно платила - Мазепе. Который всё увеличивающиеся поборы объяснял необходимостью собирать подати царю Петру. Это сделало его богатейшим человеком Европы (куда там Меньшикову). Даже утопив при бегстве со шведами большую часть украденной казны и своих "копеек", он не только давал кредиты шведскому Карлу, но и оставил денег на содержание всех сбежавших с ним в Бендеры и преемнику Орлику для жизни "в экзиле".

Так что бизнес молча и много плативших евреев был в безопасности.

Основным же занятием евреев было шинкарство, которое было выгодно ещё и помещикам с казацкой старшиной, охотно нанимавшими для винокуренного промысла, откупов и торговли вином бесправных евреев, бежавших из польских воеводств от войн, погромов и гайдамаков. Подавляющее большинство беглецов, занимавшихся шинкарским промыслом, были бедняками, постоянно остававшимися в долгу у нанимателей.

Так что никакого убытка евреи не несли.

Евреи в высшем свете при Петре:

Первый почт-директор Ф. Ю. Аш.
Камердинер царя, тайный советник П. Вульф].
Тайный советник, начальник тайного сыска А. Вивьер.
Любимый шут императора был сефардский еврей Ян д'Акоста (Ян Лакоста; 1665–1740), которого Пётр пожаловал потешным титулом самоедского короля и подарил ему остров Соммерс в Финском заливе.
Многие исследователи считают государственного и военного деятеля Абрама Петровича Ганнибала, предка Пушкина, эфиопским евреем.

Предком матери Петра I (Натальи Кирилловны Нарышкиной), основателем рода Нарышкиных, был крымский караим Мордка Кубрат, по прозвищу Нарыш, или Нарышко, принявший православие и ставший окольничим московского князя Ивана III. Еврейско-караимское происхождение предка Петра Первого отмечали Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, В. В. Нехлюдов, М. А. Миллер, М. И. Артамонов, М. С. Шапшал, М. М. Казас, М. С. Сарач.

* - Ложная версия ответа Петра: "Я хочу видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются и как ближних ко мне ни подкупают".

Здесь как раз используется непонимание людьми разницы между отношением к вере и евреями. Пётр не путал религию и национальность.

http://jhistory.nfurman.com/russ/russ001-3.htmРейтинг блогов

Tags: Россия, жидомрази
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments