vena45 (vena45) wrote,
vena45
vena45

Мы стали пациентами огромного дурдома...

Оригинал взят у ovod_next в
О "гениальности", её создателях
и потребителях




Вспоминается порой старый анекдот о ревизии в сумасшедшем доме. Пришедшая комиссия застала больных на отдыхе:  сидящие время от времени произносили вслух цифры. Вот один сказал: "Сорок четыре!" - хихикают. Другой: "Двести пятьдесят пять!" - всеобщий смех. Третий:"Сто тринадцать!" - вскакивают и выбрасывают его в окно.
- Что происходит? - удивлённо спрашивает дама из комиссии.
- А это они анекдоты рассказывают. Только со временем так их выучили, что теперь просто по номеру знают всё содержание.
- А в окно-то за что?
- Да неприличный анекдот при женщине рассказал!

У меня почему-то напрашивается аналогия с нашим обществом и его оценкой авторов и их произведений в области литературы, поэзии, живописи, а в последнее время и музыки. Да и не только . С детства  в умы закладываются определённые списки  с выставленными  кем-то оценками, некие утверждённые табеля рангов: эти "выдающиеся", эти - не очень, те - гении, те - злодеи, те просто дилетанты и ничтожества. Впрочем сведения о занесённых в "ничтожества" в основном нам не доводятся. И мы, естественно, всё это принимаем на веру и тщательно раскладываем по полочкам своего сознания, чтобы потом вытянуть их в нужном случае на свет. Хотя зачастую непосредственно с оцениваемым "материалом" не удосуживаемся ознакомиться, выделяя время только на чтение хрестоматии. Т.е. своей оценки не имеем, всецело по лени а то и недомыслию своему доверяя чужой. "Пусть за нас думает лошадь - у неё голова большая!" - "мудрость" прусских офицеров.

В дальнейшем это переносится вообще на все знания, создающие наше мировоззрение. Власти, формирующие электорат и им управляющие, это вполне устраивает. Как сказал когда-то один умный человек, "мы с детства  знали ошибки всех философов, не прочитав ни одного из них". А зачем, если уже ЗА НАС всё прочитано и оценено, и подано в наши мозги на блюдечке с голубой каёмочкой? КТО за нас всё оценивает - а это определённые группы людей, объединенных по социальным, религиозным, национальным критериям - нас особо не интересует, ведь есть готовая выпечка. А со своим приготовлением, да ещё по совету мудреца "подвергай всё сомнению!" - возиться не хочется. Выбирая самый лёгкий, бездумный путь, мы, как коротышки из носовских рассказов о Незнайке, постепенно даем своему интеллекту обрасти шерстью, превращаясь в гонимое куда-то более разумными пастухами стадо.

В юности окружали меня эдакие интеллектуалы, томно восклицающие" "Ах, Сэлинджер! Ах, Кафка!",  "Над пропастью во ржи" ещё осилил, но после десятка кафкианских страниц стало муторно - у автора явно что-то было с психикой не в порядке. Но признаваться в этом тогда окружающим не стал - о эта гениальнейшая андерсеновская сказка о голом короле! Думаю что и окружающие меня люди по тем же причинам вели себя так же, как сказочный король и его окружение. А правдивого младенца не находилось - он читать ещё не умел. Сегодня на устах новые вызывающие ахи имена - и в совершенно разных областях. Восторженные ахи перед совершенно дурацким "квадратом Малевича" - а ведь эта бездарь несколько раз пыталась поступить в обычное художественное училище - и проваливалась по своей бесталанности!

Летит над дорОгой примитивнейший и уродливейший еврей "великого художника" Шагала... Кстати, вот оно, прозрение: это национальность тех, кого пиарят и  и кто пиарит.  У евреев выстроена великолепнейшая, мощнейшая система поддержки своих, которая вытаскивает в гении единоверца, будь он хоть последним идиотом. У русских же наоборот: оценку собственным  талантливейшим братьям дают в основном идиоты, а их недоброжелательность умело подогревается со стороны. И получается, что "нет пророков в родном Отечестве!". А великолепнейшие художники наши то спиваются, обделённые вниманием, то стреляются, то погибают при загадочных обстоятельствах от руки неизвестных... И не только художники - поэты, писатели, композиторы,  философы... И лучшие произведения уходят вместе с авторами в безвестность, а от подсовываемой под нос тухлятины с души воротит!

Недавно на флэшку написал сотни прекрасных песен разных лет,  самых разных, весёлых и грустных, лёгких и сложных, о любви и о смысле жизни... Какое богатство - но ни одной из них никогда не услышишь по нашему поганому радио и ТВ. Там попса, попса, попса...А в "юморе" (сатира давно уничтожена) уже докатились до того, что подсказывают тупому стаду, когда смеяться нужно - фонограмму со смехом включают.
 Ну это мы все знаем - но что с того? И продолжаем: - 44 - гений; 186 - выдающийся...ах, ах, ах...

На днях на сайте стихи.ру заглянул на страничку "Школа поэзии - 2" - как обучают "начинающих поэтов" - а их там уже почти полмиллиона.
 На сей раз был урок различия "грубой прозы" от "легкой поэзии". Примером стал разбор впечатлений от прогулки Осипа Мандельштама с Натальей Штемпель по ботаническому саду. Прозаическое Натальино: "Было пустынно, ни одного человека, только в озерах радостное кваканье лягушек, и весеннее небо, и деревья почти без листьев, и чуть зеленеющие бугры».

И "поэтическое", Осипа:


"Я к губам подношу эту зелень,
Эту клейкую клятву листов,
Эту клятвопреступную землю –
Мать подснежников, кленов, дубков.

Погляди, как я слепну и крепну,
Подчиняясь смиренным корням,
И не слишком ли великолепно
От гремучего парка глазам?

А квакуши, как шарики ртути,
Голосами сцепляются в шар,
И становятся ветками прутья
И молочною выдумкой - пар."

На что у меня возникла такая мысль, выраженная в комментарии:"В приведенном (явно неудачно) примере проза воспоминания Нитальи Штемпель красочностью (и краткостью) приближается к поэзии, поэзия же Мандельштама - нечто неудобоваримое (как и многое у этого поэта), с надуманными, искусственными образами и оловянными рифмами. Яркий, красочный этюдик - и аляповатые, грубые футуристические мазки на мешковине."

Естественная реакция авторов на мой комментарий - бурное возмущение:
"Ну что ж, вы поставили себе точный диагноз. :)"

И действительно: что это за сумашедший, посмевший усомниться в гениальности великого Гения (№ такой-то?).
 Но протрём всё-таки глаза. Что это за "клейкая клятва листьев" (тем более, что очевидец пишет, что и листьев-то не было)? Почему"клятва" -де ещё и "клейкая"? Что за бред? Почему "слепну и крепну"? Почему милейший, тишайший ботанический парк - "гремучий"? Шарики ртути никак не "сцепляются" - могут только сливаться. А как это - "молочная ВЫДУМКА"? А рифмы - оловянно-примитивнейшие: листов - дубков (уж хотя бы листков-дубков!); корням - глазам? Ни одному "начинающему" поэту такое бы не простили, но тут перед нами - "гений" (№...) Да. я конечно понимаю, что здесь не какой-нибудь Миколай, а - Мандель, да тем более - штамм!... Только до чего же эти привитые  штаммы нас разъели и обессилили! И до чего же был прозорив Игорь Северянин, когда написал в одном из сонетов (посвящённом, кстати, соплеменнику Мандельштама - Пастернаку):

Чем бестолковее стихотворенье -
Тем глубже смысл отыщет в нём простак!


 Но сколько можно оставаться простаками, которых "гениальные" (или - генитальные?) чужаки водят за нос - и на поводке?! Сколько можно радостно блеять "осанну" чужим и чуждым кумирам, слепо затаптывая стоящих рядом братьев?  И так во всём: в литературе и поэзии, в живописи и музыке, в театре и кино, в науке и жизни государства! Или уж действительно мы стали пациентами огромного дурдома, веселящими друг друга номерными анекдотами - да о нас же самих? Есть же прекрасная русская поговорка: "Простота хуже воровства" - вот и видят на миру нас эдакими простофилями, Иванушками-дурачками - да и такими и стали в действительности. И останемся - если не прекратим жевать чужую жвачку,  бодая своё, принимая на веру любой бред, чужой эрзац взамен своего золота, обкрадывая сами себя, подставляя бока под чужую стрижку. Пока не научимся ДУМАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ сами, не доверяя это чужим.

Tags: Мировой жидовский кагал, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment